МБДОУ «Майинский центр развития ребенка- детский сад «Сардаана» муниципального района «Мегино- Кангаласский улус«»
|
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РС(Я) от 02.04.2020 г. № 01-03/166 «Об утверждении методических рекомендаций «Организация системы дистанционного образования в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия). Часть II.» »Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) Саха р сп б л кэтин рэххэ уонна наука а министиэристибэтэ П Р И К А З 02 апреля 2020 г. № _01-03/166 г. Якутск Об утверждении методических рекомендаций «Организация системы дистанционного образования в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия). Часть II.» Во исполнение Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020г. №1055 «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой корона вирусной инфекции (COVID-19) приказываю: 1. Утвердить методические рекомендацие «Организация системы дистанционного образования в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия). Часть II.» согласно приложению. 2. Отделу общего образования (Тен Л.Б.) направить в муниципальные управления образования. 3. Рекомендовать начальникам муниципальных органов Управления образования довести до руководителей общеобразовательных организаций всех форм собственности. 4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на Первого заместителя министра Любимову И.П. Тен Л.Б., 506913 Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)» ЧАСТЬ II I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Часть II Методических рекомендаций по организации системы обучения в образовательных организациях Республики Саха (Якутия) разработана в соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020г. №1055 «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой корона вирусной инфекции (COVID-19)». 1.2. Представленные методические рекомендации могут быть переработаны и адаптированы к конкретным условиям образовательной организацией под выбранные модели и направления при организации дистанционного обучения (на бесконтактной основе). II. МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В условиях введения режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой корона вирусной инфекции (COVID-19) определены 5 моделей организации образовательного процесса: 1. Организация обучения при наличии у обучающегося необходимых условий (интернет, компьютер, ноутбук, планшет или смартфон). 2. Организация обучения при наличии интернета, отсутствии компьютера (ноутбука, планшета или смартфона) у обучающегося. 3. Организация обучения при отсутствии интернета, наличии компьютера (ноутбука, планшета, смартфона) у обучающегося. 4. Организация обучения при отсутствии интернета, компьютера (ноутбука, планшета, смартфона) у обучающегося. III. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 3.1. Локальные акты: Приказ о примерном положении «О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», Приказ о назначении ответственного за организацию внедрения дистанционного обучения в ОО. Приказ о назначении педагогов, осуществляющих обучение в дистанционном режиме, с указанием учебной нагрузки. Приказ о составлении расписания для учебных групп обучающихся дистанционного обучения по различным предметам. Приказ о составлении расписания и распределении учебных помещений, оснащенных компьютерной техникой и доступом к сети Интернет (при необходимости). Приказ об утверждении расписания в соответствии с учебным планом (сокращение уроков до 30 минут) 3.2. Информирование родителей и обучающихся (ознакомление с положением, расписанием, графиком контроля и т.д.). 3.3. Контроль результатов в электронной форме. 3.4. Заявление родителей о выборе формы дистанционного обучения. 3.6. Внесение корректировок в образовательные программы, рабочие программы. 3.7. Организация дистанционного обучения возможна на школьном портале или иной платформе. 3.8. Создание учителями ресурсов и заданий, доступных и понятных детям. 3.9. Мониторинг фактически присутствующих на уроках (если это уроки), обучающихся дистанционно. VI. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 4.1. Рекомендуются ОСНОВНЫЕ: • «Учи.ру» (https://uchi.ru/) - онлайн-платформа для изучения школьных предметов в интерактивной форме. • «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/) - основная федеральная платформа онлайн-обучения, интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс. 4.2. НЕОБХОДИМО подключение каждой образовательной организации к АИС «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ», в которой доступны ссылки на вышеуказанные электронные образовательные ресурсы. 4.3. Рекомендуются КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ: • «Яндекс.Учебник» (https://education.yandex.ru/) - сервис с заданиями по русскому языку и математике для 1–5 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников. Задания соответствуют ФГОС начального и среднего общего образования с наличием обратной связи с обучающимися; • «Якласс» (https://www.yaklass.ru/) - Образовательный онлайн-ресурс, технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания для каждого ученика. Возможности сайта «ЯКласс» помогают учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде, работать на уроке фронтально, индивидуально, в парах и в малых группах с наличием обратной связи с обучающимися. • «Образовариум» (https://obr.nd.ru/) - на портале размещены развивающие обучающие программы, творческие конструкторские среды для проектной деятельности, мультимедийные наглядные пособия, интерактивные плакаты, виртуальные лаборатории, интерактивные упражнения и творческие задания, для организации учебных занятий, учебное видео. «Образовариум» полностью интегрирован с электронным журналом и дневником системы с АИС «Сетевой город. Образование». V. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Функциональные обязанности руководителя образовательной организации: 1. Изучение ситуации, имеющихся ресурсов: Технические ресурсы – поиск ответов на вопросы: кто будет предоставлять доступ к сети Интернет; на каких серверах будут храниться учебные материалы; где и на чем они будут создаваться; где будет находиться лицензионное программное обеспечение и т.д. Информационные ресурсы – хранение и доставка учебной информации, обмен информацией и доступ к ресурсам, требования к объемам памяти, скорости доступа в сети, скорости обмена информацией ит.д. Кадровые ресурсы – привлечение педагогов, которые станут разработчиками дистанционных курсов, дистанционными преподавателями, будут работать в технической и информационной службе при проведении дистанционного обучения. Финансовые ресурсы –приобретение оборудования, программного обеспечения, доступа к сети Интернет, вознаграждение сотрудников, обеспечивающих дистанционное обучения. 2. Создание рабочих групп: группа педагогов, способных методически грамотно разработать УМК для ЭО и применить ДОТ; группа специалистов, способных представить в сети Интернет материалы учебных дистанционных курсов в форме, доступной для обучающихся; группа специалистов, способных производить электронную учебную продукцию и заниматься вопросами ее доставки (установки) обучающимся дистанционно; группа специалистов, готовых поддерживать связь между преподавателями и обучающимися в ходе учебного дистанционного процесса. 3. Разработка и утверждение локальных актов. Функциональные обязанности заместителя директора по учебной работе: 1. Внесение корректировок в учебный план с учетом: 1.1. Выполнения «Гигиенических требований к условиям обучения обучающихся в общеобразовательных организациях, СанПин 2.4.2.2821-10», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189. 1.2. Определения перечня учебных предметов, обязательных для изучения на каждой ступени обучения в соответствии с ФГОС. 2. Осуществление контроля внесения коррекции в рабочие программы реализуемых образовательных программ. 3. Осуществление координации и контроля за исполнением внесенных корректировок в учебные планы; 4. Руководство проведением оценки дистанционного курса и коррекции учебных материалов. Критерии оценки образовательных программ в дистанционной форме: правильность формулировки учебных целей и модулей; четкость, ясность, доступность излагаемого материала для обучающегося; наличие наглядности (таблицы, графики, иллюстрации) в доступных формах; пояснения и ответы к упражнениям, задачам, тестам; наличие практических заданий и упражнений; соответствие содержания и практической части курса учебным целям курса; наличие ошибок в изложении учебных материалов; телекоммуникационность курса (связь с учителем) и др. 5. Осуществление общего контроля за реализацией образовательных программ в условиях дистанционного обучения с применением ЭО и ДОТ Функционал классного руководителя: 1. Информирование обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе ознакомление с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций; 2. Получение согласия родителей (законных представителей) обучающегося на переход на обучение в малых группах(по возможности) или на заочную форму обучения, что подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя); 3. Обеспечение мониторинга образовательных результатов всех обучающихся в классах электронной и бумажной формах. Функционал учителя-предметника: 1.Составление рабочей программы дистанционного курса Рабочая программа дистанционного курса составляется на основе учебной программы по данному очному курсу в соответствии с требованиями ФГОС. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование. Принципиальным отличием программы дистанционного курса от программы очного курса может стать внутреннее распределение часов по типам занятий (вместо лекций и семинаров в очной форме – работа по e-mail, телеконференция, форум, онлайнконсультация, работа с интернет-ресурсами, виртуальный класс (чат, видеоконференция). На основе рабочей программы курса составляется календарно-тематический план курса с почасовой разбивкой на изучение каждой темы и указанием видов деятельности для проведения занятий. 2. Определение содержания и форм контроля знаний обучающихся дистанционного курса Контроль усвоения обучающимися учебного материала и оценка их знаний и умений является составной частью обучения с применением ЭО и ДОТ. Электронное обучение обусловливает повышение требований к системе контроля и придает ей определенную специфику. Контроль результатов аттестации и выставление оценок производятся учителем (комиссией) на основании представленных итогов аттестации в системе дистанционного обучения. Применение систем компьютерного тестирования дает возможность автоматизировать проверку с последующим формированием архивов в электронном и печатном (бумажном носителе) виде в форме ведомости. При организации итогового контроля тесты разных типов комбинируют. 3. Разработка учебного материала дистанционного курса. Структура дистанционного курса зависит от его цели и содержания и может состоять из набора необходимых частей. Основные структурные модули курса: 1) вводный организационный модуль (краткая аннотация курса, цели, программа курса, срок обучения, требования к аппаратному и программному обеспечению); 2) административный модуль (доска объявлений, регистрация, распределение по группам, расписание основных мероприятий, тематический план, график выполнения заданий, мониторинг активности); 3) представительский модуль (автор курса, преподаватель курса, обучающиеся, координатор курса, системный администратор); 4) учебный модуль (теоретические материалы); 5) модуль интерактивного взаимодействия(форумы, чат, твиттер, e-mail, блоги, вики-вики, видео-, телеконференции); 6) модуль контроля (контрольные, практические работы, веб-квесты, тесты); 7) библиотека и медиатека (мультимедийные материалы к занятиям, энциклопедии, словари, глоссарии, ссылки на литературу, интернетисточники, электронные библиотеки, дополнительные материалы в виде электронных книг, статей); 8) модуль рефлексии (входное и выходное анкетирование учащихся, рефлексия по каждому модулю). 4. Подготовка инструкции для обучающихся В начале курса педагог составляет инструкцию по обучению на дистанционном курсе. Она должна включать следующие сведения: главное в изучении курса; порядок изучения курса; место и роль курса в образовании ученика; что ожидает обучающегося в процессе изучения курса; режим работы над курсом; сроки выполнения заданий; адреса отправки контрольных заданий; формы контроля знаний, используемых в курсе; критерии успешного завершения работы над курсом; условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса; адреса средств телекоммуникаций для связи с преподавателем. 5. Публикация дистанционного курса на сайте ОО Публикация дистанционного курса возможна на: облачные сервисы, сайты общеобразовательных организаций, системы дистанционного обучения (СДО), которых на образовательном рынке представлено множество (WebTutor, Прометей, Moodle, Электронный университет, Магистр, ShareKnowledge, SharePoint Learning, KiteLearning Server 3000, Adobe Connect, Clix, TraingWare, Mirapolis, SharePointLMS, Joom-laLMS, AcademLive и др.). VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО МОДЕЛЯМ МОДЕЛЬ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ НАЛИЧИИ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ (ИНТЕРНЕТ, КОМПЬЮТЕР, НОУТБУК, ПЛАНШЕТ или СМАРТФОН) Материально-техническая база ЭДО: - каналы связи; - информационная система; - компьютерное оборудование; - периферийное оборудование; - программное обеспечение. Информационная система Одно из самых важных направлений деятельности общеобразовательной организации, реализующей программы с применением ЭО и ДОТ, – формирование и развитие информационной среды как естественного для данной формы обучения пространства. Использование ЭО и ДОТ в общем образовании не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию. Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к глобальной сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен минимальный комплект программного обеспечения. С целью использования аудиоканала при проведении аудиоконференций необходимо наличие микрофона и динамиков. При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие вебкамеры. Отмеченным условиям отвечают практически все современные мобильные компьютеры. Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения (СДО). Учитель выбирает из имеющихся или создаёт простейшие, необходимые для обучающихся, ресурсы и задания. Обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедийные, образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к педагогам за помощью. Результаты автоматически собираются и хранятся в информационной среде, на их основании создается портфолио обучающихся и педагогических работников. Программное обеспечение На компьютерах учителей и обучающихся при использовании ЭО и ДОТ должно быть установлено такое же программное обеспечение, которое используется при очном обучении. Для проведения интерактивных занятий (видеолекций, демонстрационных лабораторных и практических работ) можно использовать системы телекоммуникаций, видеоконференцсвязи. Варианты организации обучения: Электронное обучение; Дистанционные образовательные технологии. Основными элементами данной модели являются следующие: электронные учебные курсы, виртуальные лабораторные практикумы, компьютерная система контроля знаний; электронные образовательные ресурсы с доступом по сети Интернет; локальные носители (CD, DVD, флеш-носители и пр.). Особенности ДО: разделение процессов преподавания во времени и пространстве; освоение обучающимся образовательных программ по месту жительства; широкое использование обзорного обучения, реализуемого посредством обзорных видеолекций, помогающее обучающимся создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности; использование модульного принципа, предполагающего разделение учебного предмета на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения; управление самостоятельной работой обучающихся средствами образовательной организации, ведущей дистанционное обучение, посредством учебных планов, специальным образом подготовленных учебно-методических и учебных материалов и особых процедур контроля; применение коммуникационных технологий для передачи знаний, опосредованного, диалогового взаимодействия субъектов; создание особой информационно-образовательной среды, включающей различные учебные продукты – от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях. При организации дистанционного обучения допускается сочетание основных видов технологий. При организации чисто дистанционного обучения возможно использование асинхронных (офлайн) технологий обучения, например, путем предоставления печатных учебных пособий или электронных учебных материалов, а также могут использоваться и синхронные (онлайн) технологии, например, прямые широковещательные трансляции видео - телелекций, консультаций. Содержание обучения соответствует учебно-тематическому планированию. Педагог предоставляет обучающимся учебные материалы, домашние задания, информирует о форме и сроках проведения и участия в офлайн занятиях, сроках сдачи домашних работ, промежуточного оценивания. Количество отметок в классном журнале за выполненные задания, за участие в офлайн-занятиях должно быть не меньше, чем в процессе очного обучения. Формы дистанционного обучения, используемые в образовательном процессе, педагоги отражают в рабочих программах. В обучении используются следующие организационные формы учебной деятельности: онлайн - занятие; консультация; семинар; практическое занятие; лабораторная работа; контрольная работа; самостоятельная работа; научно-исследовательская работа. Самостоятельная работа обучающихся может включать организационные формы (элементы) дистанционного обучения: работа с электронным учебником; просмотр видео-лекций; прослушивание аудиокассет; компьютерное тестирование; изучение печатных и других учебных и методических материалов Для организации учебной деятельности необходимы инструменты (программные продукты), позволяющие обучающимся создавать и редактировать различные мультимедиа объекты, фиксировать события окружающей действительности, освоить навыки клавиатурного письма. Педагог, использующий дистанционное обучение в полном объёме, должен составить календарное планирование всего курса, основываясь на рекомендациях по вопросам организации учебного процесса в дистанционной форме и разработать учебный курс, применяя различные возможности системы дистанционного обучения. При отсутствии требуемых ЭОР (преимущественно демонстрационного характера, в том числе для интерактивной доски) педагоги могут разрабатывать их самостоятельно. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая ранее найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайнэргономическим требованиям. Должны соблюдаться авторские права разработчиков ЭОР. Размещать собранный электронный материал или разработанный персонально курс, урок, педагог может в CD, DVD, флеш-носителях, позволяющих организовать дистанционное обучение. МОДЕЛЬ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ НАЛИЧИИ ИНТЕРНЕТА, ОТСУТСТВИИ КОМПЬЮТЕРА (НОУТБУКА, ПЛАНШЕТА или СМАРТФОНА) У ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Модели организации Механизмы реализации моделей организации образовательного процесса 2 Наличие интернета, отсутствие компьютера (ноутбука, планшета или смартфона) у обучающегося Передача на временное пользование обучающимся школьных компьютеров Заочная форма обучения через электронную почту (через родителей, соседей) Обучение через республиканское и местное телевидение Варианты организации обучения: Электронное обучение; Дистанционные образовательные технологии. Основными элементами данной модели являются следующие: электронные учебные курсы, виртуальные лабораторные практикумы, компьютерная система контроля знаний; электронные образовательные ресурсы с доступом по сети Интернет; локальные носители (CD, DVD, флеш-носители и пр.). Особенности ДО: разделение процессов преподавания во времени и пространстве; освоение обучающимся образовательных программ по месту жительства; широкое использование обзорного обучения, реализуемого посредством обзорных видеолекций, помогающее обучающимся создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности; использование модульного принципа, предполагающего разделение учебного предмета на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения; управление самостоятельной работой обучающихся средствами образовательной организации, ведущей дистанционное обучение, посредством учебных планов, специальным образом подготовленных учебно-методических и учебных материалов и особых процедур контроля; применение коммуникационных технологий для передачи знаний, опосредованного, диалогового взаимодействия субъектов; создание особой информационно-образовательной среды, включающей различные учебные продукты – от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях. При организации дистанционного обучения допускается сочетание основных видов технологий. При организации чисто дистанционного обучения возможно использование асинхронных (офлайн) технологий обучения, например, путем предоставления печатных учебных пособий или электронных учебных материалов, а также могут использоваться и синхронные (онлайн) технологии, например, прямые широковещательные трансляции видео - телелекций, консультаций. Содержание обучения соответствует учебно-тематическому планированию. Педагог предоставляет обучающимся учебные материалы, домашние задания, информирует о форме и сроках проведения и участия в офлайн занятиях, сроках сдачи домашних работ, промежуточного оценивания. Количество отметок в классном журнале за выполненные задания, за участие в офлайн-занятиях должно быть не меньше, чем в процессе очного обучения. Формы дистанционного обучения, используемые в образовательном процессе, педагоги отражают в рабочих программах. В обучении используются следующие организационные формы учебной деятельности: онлайн-занятия; консультация; семинар; практическое занятие; лабораторная работа; контрольная работа; самостоятельная работа; научно-исследовательская работа. Самостоятельная работа обучающихся может включать организационные формы (элементы) дистанционного обучения: работа с электронным учебником; просмотр видео-лекций; прослушивание аудиокассет; компьютерное тестирование; изучение печатных и других учебных и методических материалов Для организации учебной деятельности необходимы инструменты (программные продукты), позволяющие обучающимся создавать и редактировать различные мультимедиа объекты, фиксировать события окружающей действительности, освоить навыки клавиатурного письма. Педагог, использующий дистанционное обучение в полном объёме, должен составить календарное планирование всего курса, основываясь на рекомендациях по вопросам организации учебного процесса в дистанционной форме и разработать учебный курс, применяя различные возможности системы дистанционного обучения. При отсутствии требуемых ЭОР (преимущественно демонстрационного характера, в том числе для интерактивной доски) педагоги могут разрабатывать их самостоятельно. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая ранее найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайнэргономическим требованиям. Должны соблюдаться авторские права разработчиков ЭОР. Размещать собранный электронный материал или разработанный персонально курс, урок, педагог может в CD, DVD, флеш-носителях, позволяющих организовать дистанционное обучение. МОДЕЛЬ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ИНТЕРНЕТА, НАЛИЧИИ КОМПЬЮТЕРА (НОУТБУКА, ПЛАНШЕТА или СМАРТФОНА) У ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Модели организации Механизмы реализации моделей организации образовательного процесса Отсутствие интернета, наличии компьютера (ноутбука, планшета или смартфона), Использование электронных тренажеров, видеоуроков. Запись на электронных носителях уроков (оff-line). Обучение через республиканское и местное телевидение Заочная форма обучения с использованием мобильных электронных носителей (флешки, диски, электронные учебники (off-line) и т.п.). Варианты организации обучения: обучение на основе электронных образовательных технологий; уроки на республиканском и местном телевидении; заочная форма обучения с использованием мобильных электронных носителей (флешки, диски, электронные учебники (off-line) и т.п.); Использование кейс-технологий для дистанционного обучения В этом случае для каждого учащегося составляется индивидуальный план, где они получают кейс, содержащий пакет учебных пособий, мультимедийный видеокурс, обучающие программы на CD-ROM и электронную рабочую тетрадь. Электронная тетрадь включает в себя рекомендации по изучению данного материала, тесты, вопросы для самоконтроля, практические и творческие задания. А учителям позволяет наиболее эффективно составлять календарно-тематическое планирование по многим предметам. Основными элементами данной модели являются: • локальные носители (CD, DVD, флеш-носители и пр.); • компьютеры и презентационное оборудование в совокупности с используемыми в процессе очных занятий презентациями, фрагментами ЭОР, анимацией и пр.; 2. Средства поддержки методической работы педагога при обучении в ИКТ-насыщенной среде (электронная библиотека, медиатека, электронный каталог традиционной библиотеки учебного заведения и т.д.). 3. Для учета результатов образовательной деятельности используется традиционная «бумажная» версия. Формы дистанционного обучения, используемые в образовательном процессе, педагоги отражают в рабочих программах. В обучении используются следующие организационные формы учебной деятельности: • лекция; • консультация; • семинар; • практическое занятие; • лабораторная работа; • контрольная работа; • самостоятельная работа; • научно-исследовательская работа. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения: • работа с электронным учебником; • просмотр видеолекций; • прослушивание аудиокассет; • компьютерное тестирование; • изучение печатных и других учебных и методических материалов Для организации учебной деятельности необходимы инструменты (программные продукты), позволяющие обучающимся создавать и редактировать различные мультимедиа объекты, фиксировать события окружающей действительности, освоить навыки клавиатурного письма. Педагог, использующий дистанционное обучение в полном объёме, должен составить календарное планирование всего курса, основываясь на рекомендациях по вопросам организации учебного процесса в дистанционной форме и разработать учебный курс, применяя различные возможности системы дистанционного обучения. При отсутствии требуемых ЭОР (преимущественно демонстрационного характера, в том числе для интерактивной доски) педагоги могут разрабатывать их самостоятельно. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая ранее найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайнэргономическим требованиям. Должны соблюдаться авторские права разработчиков ЭОР. Размещать собранный электронный материал или разработанный персонально курс, урок, педагог может в CD, DVD, флеш-носителях, позволяющих организовать дистанционное обучение. Возможна организация образовательного процесса в традиционной форме посредством малых групп обучающихся. В данном случае учебные занятия проходят в очной форме. МОДЕЛЬ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ИНТЕРНЕТА И КОМПЮТЕРА (НОУТБУКА, ПЛАНШЕТА или СМАРТФОНА) КОМПЬЮТЕРА У ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Модели организации Механизмы реализации моделей организации образовательного процесса 4 Отсутствие интернета, компьютера (ноутбука, планшета или смартфона) Обучение через республиканское и местное телевидение Заочная форма обучения (самостоятельное изучение учебного материала с помощью учебников). Варианты организации обучения: обучение на основе кейс-технологий; уроки на республиканском и местном телевидении; заочная форма обучения (самостоятельное изучение учебного материала с помощью учебников). Использование кейс-технологии для дистанционного обучения Для каждого обучающегося составляется индивидуальный план, кейс, содержащий пакет учебных пособий. Кейс включает в себя рекомендации по изучению данного материала, тесты, вопросы для самоконтроля, практические и творческие задания. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Пакет заданий может включать следующие кейсы: Тема занятия (возможно блоками) с указанием учебной литературы, возможен вариант составленного учителем краткого конспекта темы. Вопросы, тесты для самоконтороля. Задачи, упражнения для закрепления темы. Практические задания. Приложение 1 Примерный перечень документов, которые должны быть в образовательных организациях, организующих дистанционное обучение 1. Документы федерального, республиканского и муниципального уровней по организации дистанционного обучения. 2. Локальный акт ОО по организации и осуществлению дистанционного обучения в образовательной организации. 3. План (дорожная карта) организации и развития дистанционного обучения в ОО. 4. Приказ о назначении ответственного за организацию внедрения дистанционного обучения в ОО. 5. Приказ о назначении педагогов, осуществляющих обучение в дистанционном режиме, с указанием учебной нагрузки. 6. Программно-методическое обеспечение реализации плана развития и организации дистанционного обучения в ОО. 7. Календарно-тематическое планирование педагогов, осуществляющих дистанционное обучение. 8. Должностные инструкции работников, ответственных за дистанционное обучение. 9. Заявления родителей обучающихся о зачислении в группы дистанционного обучения по различным учебным предметам. 10. Приказ о формировании учебных групп обучающихся для дистанционного обучения по различным предметам. Приложение 2 Примерные образцы нормативно-правовых актов образовательных организаций ПРИКАЗ Об организации дистанционного обучения во время карантина В целях организации дистанционного обучения для обеспечения доступности образования в соответствии с стандартами для всех категорий обучающихся, удовлетворения образовательных потребностей обучающихся на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014г. № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Устава образовательной организации и решения Педагогического совета №… от … ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить: 1.1. Положение по организации и осуществлению дистанционного образования в образовательной организации. 1.2. Учебный план для организации дистанционного образования. 1.3. Должностную инструкцию педагога, осуществляющего обучение в дистанционной форме. 1.4. Функциональные обязанности ответственного за организацию дистанционного обучения в образовательной организации (координатора). 2. Назначить координатора, ответственного за организацию учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий ФИО, должность. 3. Координатору ФИО 3.1. Довести до сведения сотрудников ОО информацию о целях и задачах дистанционного обучения в ОО. 3.2. Провести мониторинг образовательных потребностей обучающихся. 3.3. Подготовить предварительные списки обучающихся, участвующих в дистанционном обучении. 3.4. Составить расписание учебных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и довести до сведения всех участников образовательного процесса. 3.5. Организовать проведение родительских собраний с целью информирования родителей обучающихся о введении дистанционного обучения в ОО. 5. Заместителю директора по АХЧ ФИО обеспечить материальнотехническую базу для организации рабочих мест педагогов (по необходимости). 6.Контроль исполнения данного приказа оставляю за собой. Директор _________________ ПРИКАЗ Об учёте и хранении результатов дистанционного обучения в документации образовательной организации и индивидуальной документации обучающихся. Для обеспечения организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения обучающихся на основании решения Педагогического совета (протокол №) и Положения об оценивании учебных достижений обучающихся ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Отметки, получаемые обучающимися в процессе дистанционного обучения, засчитывать как текущие и учитывать при выставлении итоговых отметок с занесением в классные журналы, дневники и личные дела обучающихся. 1.1. Классным руководителям выставлять: в классный журнал – текущие, четвертные, годовые и итоговые отметки в сводной ведомости учета успеваемости обучающихся; в личное дело обучающегося - годовые отметки, 2. Контроль за выполнением приказа возложить на ФИО, должность. Директор: ______________ ПРИКАЗ О режиме работы На основании письма Министерства образования и науки РС (Я) от __. __.20__ года «О режиме работы общеобразовательных организаций в……….», приказа Управления образования от __. __.20___ № , в целях соблюдения прав обучающихся в неблагоприятных условиях в связи … ПРИКАЗЫВАЮ: Педагогическим работникам название ОО 1. Организовать образовательный процесс в соответствии со следующими требованиями: 1.1. Принять меры по выполнению учебного плана с использованием дистанционных технологий. 2. Классным руководителям 1-11 классов довести данный приказ до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей). 3. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. Директор: _______________ ПРИКАЗ О составлении расписания дистанционного обучения по различным предметам Для обеспечения организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения обучающихся ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Заместителю директора по УВР ФИО: 1.1. Составить расписание занятий с использованием ДОТ в рамках основного образования, а также расписание занятий в рамках дополнительного образования для обучающихся. 2. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. Директор:__________________ Приложение 3 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Формы заявлений родителей обучающихся Директору _________________________ ___________________________________ (ФИО директора) ___________________________________ (ФИО родителей обучающегося) Заявление. Прошу Вас зачислить моего сына (мою дочь) _____________________________________________, обучающегося (уюся) _____ класса в группу(ы) обучающихся в рамках основного образования с использованием ДОТ по следующим учебным предметам: 1) _______________ 2) _______________ 3) _______________ ……………… (и т. д.) « » ________________ 20___ г. __________________________ (дата) (Подпись родителей) Приложение 4 Таблица № 1 Примерный индивидуальный учебный план Вариант1 Образовательная область Предмет Базисный учебный план Индивидуальный учебный план Очные заняти я Дистанционны е занятия Вариант 2 № п/п Предметы индивидуального учебного план (заполняет обучающийся) Уровень обучения Количество часов в неделю Способ освоения (очно, дистанционно) 1 2 ИТОГО Дата«_» г Согласовано: ФИО обучающегося ( ) ФИО классного руководителя ( ) ФИО родителя(законного представителя) ( ) Форма календарно-тематического плана дистанционного курса Темы Количество часов Онлайн- и офлайн-занятия учащегося с преподавателем Работа по e-mail, телеконференция Онлайн-лекции, консультации (чат, видеоконференция, Skype) Офлайнконсультации (форум,e-mail) Работа с сетевыми ресурсами В графе «Работа по e-mail, телеконференция» предусматривается корреспонденция преподавателя и обучающегося по электронной почте, которая может включать решение организационных вопросов, рассмотрение заданий, а также отдельных тем в режиме списка рассылки (телеконференции) абсолютно всем членам группы. В графе «Онлайн-лекции, консультации (чат, видеоконференция, Skype)» фиксируется количество часов, которые учитель и обучаемый проводят в режиме непосредственного взаимодействия – это чаты, Skype -консультации, видеоконференции, дистанционные уроки и прочие виды деятельности, требующие присутствия участников учебного процесса в данный период в данном месте. Графа «Офлайн-консультации (форум, e-mail)» должна содержать количество часов, которое отводится на проведение видеоконсультаций, ведение виртуальных дискуссий, проектных работ. В графе «Работа с сетевыми ресурсами» предусматривается количество часов, которое отводится на изучение веб-сайтов профессиональных сообществ, научных сайтов, деятельность в виртуальных библиотеках в рамках изучаемой дисциплины. Преподаватель ДО готовит подборку таких сайтов, создает учащимся веб-квесты для выполнения, организовывает учебную работу с помощью интернет-технологий. Приложение 5 Глоссарий 1. Администратор – специалист, отвечающий за администрирование системы поддержки учебного процесса, реализуемого при помощи ДОТ, устанавливающий права доступа к электронным ресурсам, а также правила работы с ними. Администратор осуществляет координацию управления всеми электронными учебными курсами, ведет статистику и учет размещенных материалов. 2. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – технологии обучения, осуществляемые с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. 3. Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. 4. Контент - содержательное наполнение электронной информационно- образовательной среды. 5. Образовательный контент - это структурированное предметное содержание по дисциплине, являющееся основой электронного образовательного ресурса, представленного в электронно-цифровой форме и включающее в себя учебную информацию, используемую в образовательном процессе и изложенную в удобной для изучения и преподавания форме. 6. Канал связи — система технических средств и среда распространения сигналов для односторонней передачи данных (информации) от отправителя (источника) к получателю (приёмнику). 7. Система дистанционного обучения (СДО) - это упорядоченная совокупность программно-аппаратного и организационно-методического обеспечения деятельности педагогического, учебно-вспомогательного и технического персонала, ориентированная на реализацию системы сопровождения образовательного процесса с целью удовлетворения потребностей обучающихся. 8. Информационная образовательная среда (ИОС) - это совокупность элементов, включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ полностью или частично независимо от места нахождения обучающихся. 9. Информационные технологии дистанционного обучения - технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения. Информационные технологии дистанционного обучения подразделяются на две группы: технологии реального времени (онлайнтехнологии) и технологии, разделенные во времени (офлайн-технологии). 10. Координатор ДО - административный наставник. Координирует официальные обращения со стороны других участников проекта; вносит поправки уточняет и согласует повестки, время, место и состав участников, переговоров, других мероприятий проекта. 11. Методические средства обучения с применением дистанционных образовательных технологий – учебно-методические материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебной деятельности при условии интерактивного общения с преподавателем; 12. Off-line – режим работы, подразумевающий подключение к сети только на время отправки запроса или получения информации по запросу. Подготовка запроса и обработка информации происходит в режиме отключения от сети. 13. On-line – режим работы, означающий непосредственное подключение к сети на все время запроса, поиска, обработки, получения и просмотра информации. 14. Сетевой педагог (СП) осуществляет образовательное сопровождение обучающихся в условиях дистанционного обучения. Сетевой педагог является ключевой фигурой при организации и проведении дистанционного обучения обучающихся, находящихся территориально удаленно от сетевого педагога. 15. Система дистанционного обучения (СДО) – система, в которой реализация основных образовательных программ осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий. 16. Тьютор (помощник педагога) – специалист, который сопровождает обучающегося в учебном процессе, поддерживает его в инициативе, стремлении к самостоятельности, самоопределению. Тьютор может сопровождать как одного, так и группу обучающихся, в зависимости от особенностей и характера педагогической ситуации. Тьютор участвует в моделях, где сетевой педагог находится удаленно, в другой образовательной организации, а тьютор в классе с обучаемыми, занимающимися с сетевым педагогом средствами Интернет. 17. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. 18. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - это структурированная совокупность ЭОР, содержащая взаимосвязанный образовательный контент и предназначенная для совместного применения в образовательном процессе при реализации образовательных программ. 19. Автоматизированное рабочее место (АРМ) – это комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности. 20. Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. 21. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это доступная в цифровом виде совокупность данных, используемая в учебном процессе как единое целое. 22. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – программно- техническая система, включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающая освоение обучающимися основных образовательных программ независимо от их места нахождения. 23. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – учебно - методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения обучающимся базовых знаний по основным образовательным программам и являющиеся составляющими электронных учебно-методических комплексов, размещенных в ЭИОС. 24. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, ЭОР, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенный для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися основных образовательных программ и их компонентов. 25. Электронный учебно-методический ресурс(ЭУМР)– это учебнометодические материалы на электронных носителях и их сетевые версии, содержащие систему обязательных базовых знаний, умений и навыков по основным образовательным программам в соответствии с требованиями ФГОС. 28 декабря 2020 в 07:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.